поиск     карта сайта

главная > сцена > стили > Dark Ambient 

Энциклопедия музыкальных стилей

Dark Ambient

Введение

Начнем с того, что сразу оговоримся, употребляя термин dark ambient, не всегда имеется в виду некий конкретный музыкальный жанр. Зачастую, упоминая о dark ambient, подразумевается некое мрачное минорное атмосферное звучание того или иного коллектива, когда саму музыку затруднительно четко и однозначно определить под какой-либо из менее размытых музыкальных ярлычков. Такое положение дел создает полнейшую неразбериху и путаницу у многих потребителей подобного рода музыкального материала. К примеру, можно встретить мнение, что шведский проект ARCANA или норвежский one-man-band BURZUM (поздние альбомы) работают в направлении dark ambient что, на мой взгляд, является совершенной ошибкой.

Таким образом, целью данной статьи является внесение некоторой доли ясности в дремучий вопрос определения понятия dark ambient через: указание критериев, по которым можно было бы с весьма большой долей уверенности определить, можно ли слушаемый звуковой фрагмент или произведение целиком отнести к области dark ambient, обзор музыкальных и идеологических корней dark ambient, установление предположительных родоначальников направления и выделение наиболее характерных работ в этом направлении.

Так что же стоит за таким понятием как dark ambient ?

Первое что стоит упомянуть dark ambient это суб-жанровое явление в более общем направлении, именуемом просто ambient. Отличительной чертой dark ambient, по сравнению с другими эмбиентными под-жанрами, является особый спектр исследуемых состояний, переживаний, эмоций. Описывать всю шкалу транслируемых посредством dark ambient образов бессмысленно и посему я ограничусь перечислением только некоторых эпитетов, которые можно встретить при чтении рецензий на dark ambient альбомы: dark (темный), gloomy (сумрачный), horrific/horror (ужасающий/ужас), cathedral (соборный), gothic (готический), isolation (уединение), grim (зловещий), ritual (ритуальный), joyless (безрадостный), winterly (зимний, безрадостный) и прочее в том же духе.

С эмоциональной и образной стороной dark ambient мы в некотором роде определились, теперь определимся непосредственно с образующим понятием ambient. Андрей Горохов, в своем Was ist Techno? ver.2.2, весьма расплывчато определяет ambient как обволакивающую или атмосферную музыку с размытым и как бы вышедшим из фокуса саундом, также он говорит что в ambient могут присутствовать мелодия и ритм, а могут и отсутствовать и если музыка не прыгает с кочки на кочку, а медленно течет или неспешно колышется на одном месте, то с большой долей вероятности можно говорить об ambient . Такое определение несколько отлично от определения ambient а у Дмитрия Толмацкого, который пишет что: основными отличительными признаками "эмбиэнта" являются отсутствие четкой мелодии и ритма (особенно барабанного - вместо ритма может присутствовать некая внутренняя пульсация) и атмосферное, прозрачное и обволакивающее звучание.

На мой взгляд такие определения являются не полными и не могут отразить все тенденции развития этого около-музыкального направления, не дают четкого представления о всех возможных вариантах проявления dark ambient music.

В нашем понимании, ambient (и dark ambient в частности) - это особое
психо-акустическое пространство, характеризующееся:
1 атмосферностью;
Под атмосферностью будем понимать способность звукового материала стимулировать во внутреннем психическом пространстве человека некую целостную образно-эмоциональную картину. Это сфера субъективных фантазий (личных ассоциаций), представленных авторских концептов и идей (например посвящение альбома лавкравтовскому культу Ктулху), образной звуковой оформленности (например, сэмплы церковных хоралов, звуки шагов, порыкивания демонов и прочие звуковые картинки )
2 фоновостью;
Под фоновостью будем понимать свойство звукового материала не акцентировать на себе внимание слушателя на превалирующем участке в продолжительности звучания. Ambient не акцентирует внимание на музыкальном событии, а только лишь создает фон, который в свою очередь может способствовать возникновению состояния абстрактной отрешенности от звукового действа или наоборот, создавать ощущение участия в каком-то событии, ощущение сопричастности в переживании транслируемых образов (например, в звучании проектов с оформленной ритуальной эстетикой).
3 отсутствием определяющей роли ритма и мелодии в организации такого пространства; Этот критерий можно назвать определяющим для ambient. Если в акустическом эмбиентном поле и появляется ритм или мелодия, то эти элементы несут лишь вспомогательную нагрузку, а основную образующую роль неизменно выполняет игра со звуковыми тоновыми модуляциями. Мелодии и ритмы могут присутствовать внутри ambient ных композиций как фрагментарно, так и пронизывать весь материал от начала и до конца, являя добавочную линию в создании общей психо-акустической структуры. Формирование подобного добавления может осуществляться как при помощи вставок различных семплированных музыкальных фрагментов, так и
посредством параллельного не акцентированного музыкального сопровождения. Таким образом, эмбиентные альбомы часто становятся более похожими на лоскутные полотна, будучи коллажироваными по своей структуре из различных музыкальных и просто звуковых частей.

Таким образом, мы вывели ряд критериев, охватывающих в общем случае все пласты человеческого восприятия (1 - субъективный, 2 - субъективно-психологический и 3 - объективный, опирающийся на классическое представление о музыке как об организации звука посредством звуко-тональных, ритмических и мелодических отношений), которые с весьма большой вероятностью могут определить степень отношения звукового материала (музыкального фрагмента или произведения целиком) к области dark ambient а. Но все это скорее относится не к конкретному музыкальному стилю, а к некому весьма широкому понятию, обширному классу звуковых явлений от musique concrete или obscure electronics до ritual (industrial) music и noise областей. В дальнейшем, когда в контексте будет
упоминаться Dark Ambient это будет значить что речь идет о данном явлении в более общих чертах. А когда будет писаться dark ambient (или например с приставками gothic или horror), то это будет значить что говориться о конкретном музыкальном стиле, характеризующимся темным минорным мягким, без резких экстремумов, текучим (или, наоборот, статичным) саундом, основная роль в котором отведена электронному шуму/гулу.

Немного о истории и разнообразии
Легенда о возникновении такого явления на музыкальной сцене как ambient хорошо описана в Industrial Culture Extended FAQ Толмацкого и я не буду тратить здесь место на пересказ этой истории. Перейдем сразу к dark ambient. Проведя некоторое исследование, покопавшись в различных каталогах и расспросив некоторых знатоков данного направления мною было обнаружено, что наиболее ранним альбомом в сфере dark ambient большинством признается LUSTMORD овский Heresy, датированный 1989-м годом. Более ранних представителей от dark ambient мною обнаружено не было. Другое дело обстоит, если взглянуть на это явление с более широких позиций, тогда к возрасту жанра Dark Ambient можно будет смело прибавить еще лет 5, например, обратившись к ранним ritual industrial экспериментам CURRENT 93, а именно к альбому 1984-го года Nature Unveiled , но такая точка зрения весьма спорна и имеет своих строгих противников.

Идейные корни по формированию акустического пространства в dark ambient безусловно лежат в области классического ambient а конца 70-х - начала 80-х (Брайн Ино), но вот способы звукообразования и сам дух dark ambient отталкиваются от базы индустриальных и ритуальных экспериментов THROBBING GRISTLE, SPK, LUSTMORD, CURRENT 93, KORPSES KATATONIK / ZERO KAMA, электро-акустических экспериментов Асмуса Титченса (ASMUS TIETCHENS) и иных пионеров мрачных звуковых просторов. В начале 90-х проектов, играющих подобную музыку стало довольно много, что вполне позволило говорить действительно о существовании такого музыкального направления как dark ambient.

С самого начала развития dark ambient родилась тенденция к обогащению арсенала транслируемых эмоциональных состояний посредством смешения аскетичных абстрактных пейзажей industrial dark ambient с идеями ritual music, gothic и horror эстетикой, грязным саундом power electronics и death industrial (ранние записи, датированные 1988-м годом у MASCHINENZIMMER 412, первые эксперименты Роджера Карманика в LILLE ROGER).

Бастионами- alma mater для ранних dark ambient ных коллективов стали в начале 90-х годов такие лэйблы как Side Effects, Staalplaat, Cold Meat Ind., Dark Vinyl, Old Europa Cafe.

Помимо dark ambient в области ambient параллельно существует еще ряд под-жанров, которые часто, с легкой руки, относят к dark эстетике, но которые по сути никакого отношения к таковой не имеют. Примером тому могут служить такие направления как drone ambient (MAEROR TRI, TROUM, TARKATAK) или этнические эмбиент от Матиаса Грассова (MATHIAS GRASSOW), VIDNA OBMANA, Клауса Вэйзэ (KLAUS WIESE), ALIO DIE. За полтора десятка лет в dark ambient выкристаллизовались свои специфические под-жанры с характерным узнаваемым саундом.

Industrial dark ambient можно сказать что это базовый под-жанр в dark ambient, он базируется на самом аскетичном и строгом арсенале в звуковыражении.
LUSTMORD, LULL, STUPOR, WERKBUND, TOMBSTONE

Gothic dark ambient один из наиболее интересных и разнообразных под-стилей в dark ambient. Индустриальная основа звука мешается со всевозможными семплами хоралов, колокольных звонов, подслащивается мелодическими зарисовками на электронных и акустических инструментах, являя на свет сказочные виды готических соборов, цветных витражей, заброшенных монастырей, величественных замков и прочих уместных образов.
RAISON d ETRE, SEELENBLUT, SHINJUKU THIEF, DESIDERII MARGINIS, MORTIIS

Horror dark ambient в принципе этот под-жанр во многом пересекается с gortic dark ambient, только вот с несколько иным акцентом в эстетическом оформлении образов. Здесь больший упор делается на привнесение в музыку атмосферу страха, ночных кошмаров, в череде образов более уместными становятся темные заброшенные подземелья, населенные призраками и прочей нечистью. PROFANE GRACE, ASMOROD, MEGAPTERA, NORDVARGR.

Ritual dark ambient в отличие от gothic dark ambient здесь больший упор идет на создание настроения присутствия и сопричастности ритуальному действу. В звуковом фоне могут появляться ритмические структуры, ритуальные позвякивания в колокольчик или биение в бубен. Зачастую материал в данном направлении записывается вживую.
AGHAST, BATCHAS, ARCHON SATANI.

Medieval/folk dark ambient в основном это коллажированная музыка, не имеющая какого-то общего постоянного звукового фона и представляющая на суд слушателям некую череду шумов и гула вперемежку с музыкальными фрагментами медиевальных фольклорных мотивов.
THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD, BOOK OF WISDOM, WOLFSKIN

Black ambient порождение металлической культуры, ее самых черных и злых слоев. Характерен грязный саунд, использование размазанных электро- и бас-гитар, очень медленных драммашин, рычащего или хрипящего вокала, зачастую нарочитая отстраненность от мелодизма в пользу синтезаторных какофоний.
DARKNESS ENSHROUD, MORDOR, SHADOWCASTER

(c) Fazgir


Скачать новый сингл + видео-бонус



скачать mp3, wallpapers, музыкальные стили

события

Наиболее интересные события, происходящие в Москве.

обои с девушками

Мрачные обои с рисунками и фотографиями девушек.

одиночество и страдание на обоях

Грусть и печаль, одиночество и страдание всё самое мрачное на этих обоях.



Sinterra. Змея — символ группы Sinterra Синтерра: официальный сайт московской electro-goth / synth gothic rock группы

лучшие концерты, party, вечеринки в стилях gothic, metal, rock

прошедшие события




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Русский Топ!